Петербург в романе " Преступление и наказание" глазами самого Ф. М. Достоевского
«Сама атмосфера Города,
кажется, способствует преступлению Раскольникова»
Все действия романа
происходят в маленьком, замкнутом пространстве. Заглянув в каждый переулок по
маршруту Раскольникова, мы не увидим нигде широкие просторы и свободы для
мысли. Всё это пространство похоже на лабиринт длинной всего в 730 шагов самого
Раскольникова, из которого нет выхода. Каждый день главный герой романа «Преступление
и наказание» ходит по одним и тем же улицам, видит одни и те же картины - всё
это показывает насколько маленький мир Раскольникова, и мы начинаем понимать,
какая была атмосфера и почему главный герой чувствовал себя в безвыходной ситуации,
о которой все вокруг, как он думал, знали и догадывались. Вместе с замкнутым
пространством большую роль играет и невыносимая вонь, которая стояла в районе
всей Сенной площади в летнее время. От неё нигде нельзя было скрыться, а
большие скопления людей, состоящие из торговцев, лохмотников и бездомных, на
площади делали этот фактор ещё более невыносимым. Именно в этой обстановке Раскольников
решается на преступление. Сам город как будто подталкивает его на этот грех и
ничуть не сожалеет.
«Тёмным, зловещим
предстаёт Петербург в многочисленных интерьерах, пейзажах, массовых сценах»
Какой перед нами
Петербург можно понять не только по тем признакам, которые я описала наверху,
но и по домам, квартирам героев романа. Квартира Ф. М. Достоевского находилась
рядом с местами действия, поэтому писатель смог очень точно и подробно описать,
где жили герои произведения. Многие места
жительства можно описать так: жёлтые, сырые, старые. Эти черты помогают понять
нам в насколько мерзких и неприятных местах происходили действия романа и
сколько зловещих тайн там скрыто. Самое главное, что все квартиры расположены
рядом: дом Сони Мармеладовой, место жительства Свидригайлова, квартира
процентщицы. Это выстраивает определённую взаимосвязь между ними, показывает,
что они герои одних действий. Также это помогает читателю лучше следить за
персонажами и понимать их мысли, что тоже немаловажно для понимания
произведения.
«Таким образом, Город в
романе – это не только место, где происходит действие. Это настоящий персонаж,
настоящее действующее лицо романа»
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского занимает особое
место. Этот образ важен для всего романа, он предстаёт сумрачным, мучительным и
враждебным. Петербург – город узких и тесных улиц, ведь ни с Садовой улицы, ни
с Конного переулка, ни с какой – либо другой улицы, представленной в романе «Преступление
и наказание», нет вида «вглубь», этому препятствуют дома, стоящие перпендикулярно
этим проспектам. Это создаёт вид, будто герои не могут выбраться оттуда и
обречены всю жизнь жить в этом районе. Этот пейзаж столицы является для Достоевского
как фоном, где происходят ежедневные трагедии, так и душой всего романа. Город
тесно связан не только со своим автором, но и с внутренним состоянием героев
произведения. Петербург показан таким же больным, со страшными мыслями, каким
нам показан и Раскольников. Таким образом, город в романе является отдельным
персонажем, через которого мы можем взглянуть в душу героев и понять замысел их
действий.
Комментарии
Отправить комментарий